Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта
menu menu

Финансовая грамотность

45

Что такое «функциональная грамотность»?

       Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

      «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

        Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

         В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 

        Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Составляющие функциональной грамотности

  1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

  2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
  3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
  5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
  6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ. КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Банк заданий по функциональной грамотности

Серия вебинаров, посвящённых функциональной грамотности

Нормативно-правовые документы:

Распоряжение Департамента образования Владимирской области № 987 от 17 сентября 2021 года «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»

План мероприятий по реализации методической поддержки формирования функциональной грамотности во Владимирской области

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функцинальной грамотности обучащихся МБОУ СОШ № 1 г. Радужный

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приемы и стратегии смыслового чтения как средство формирования читательской грамотности  школьников и повышения (Т.Х.Дебердеева)

ВЕБИНАРЫ  по различным аспектам формирования функциональной грамотности можно посмотреть на канале ВИРО33 в Youtube

ВЕБИНАРЫ по различным аспектам формирования функциональной грамотности можно посмотреть на канале ВИРО33 в Youtube https://www.youtube.com/channel/UCskVaM3F1itVeKJhnMSbNZA

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Читательская грамотность. Понятие

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ

Математическая грамотность школьников. Понятие 

Задания по математике: формирование математической грамотности. 

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Формирование естественнонаучной грамотности средствами УМК по химии

Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии

ФИНАНСОВАЯ

Финансовая грамотность. Понятие

Финансовая грамотность. Ресурсы и УМК

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

«Глобальные компетенции» в международном исследовании PISA

БАНК ЗАДАНИЙ

Банк заданий по формированию и  для оценки функциональной грамотности   обучающихся основной школы (5-9 классов)

Электронный банк заданий по формированию функциональной грамотности Российской электронной школы

Как работать на платформе РЭШ

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Итоги региональной оценки уровня сформированности ФГ по модели PISA-2020

Материалы по школам. (Указаны только коды ОО)

Информационный бюллетень ФИОКО